Почему бизнес-литература по управлению персоналом не применима к реальной жизни?
15.08.2019

В интервью изданию Forbes профессор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шапенко рассуждает, почему без практики невозможно научиться управлять бизнесом, даже прочитав все возможные бестселлеры по бизнес-литературе.
Каждый год многие ставят себе задачу прочитать как минимум пятьдесят книг. По словам бизнес-изданий, именно такое количество читают успешные СЕО, включая Билла Гейтса, Марка Цукерберга и Германа Грефа. Люди любят читать про волшебные истории успеха, и бизнес-авторы идут на поводу у этой моды.
Вот только любители бизнес-литературы игнорируют тот факт, что лидерство и управление – это социальный процесс, который происходит во взаимодействии с другими людьми. А как и любому другому социальному навыку, лидерству невозможно научиться по книгам. Ведь никто не сможет стать блестящим оратором, если лишь прочтет пятьдесят книг на эту тему. Как ни крути, без практики успеха не достичь.
Любая инструкция или лекция позволит усвоить не более десятой части необходимого материала, в то время как выполнение реального задания создает замкнутый цикл обучения человека. Поэтому книгу стоит читать только в двух случаях – когда у вас есть к ней конкретный вопрос или, когда у вас есть релевантный деятельный опыт, который необходимо проанализировать. Так, если вы много лет занимались управленческой деятельностью «по наитию», то книги по управлению окажутся очень полезны – в них вы сможете переосмыслить свой опыт. Если же управленческого опыта у вас нет, чтение бизнес-литературы вам не поможет.
В управленческой работе вашим инструментом являются не теоретические концепции и конструкты, а ваша личность. И если спросить успешных людей, какие книги на самом деле их поменяли, то это, как правило, будет классика или философская литература.
Однако это не означает, что нужно перестать читать бизнес-книги. Чтение хорошей литературы – это разговор с умным человеком, с которым не встретишься в реальной жизни. Только помните, что разговаривать имеет смысл только тогда, когда есть что спросить. А чтобы появился вопрос, надо что-то сделать и столкнуться с препятствием.
По утверждению многих специалистов, хорошим руководителем может стать практически любой человек. Главное этого захотеть, не бояться перемен и постоянно совершенствоваться. А понять, справитесь ли вы с этой обязанностью, можно только эмпирическим путем – методом проб и ошибок.
Источник: Forbes