Совсем один: как социальная изоляция вредит продуктивности сотрудников
11.03.2019

Как вы считаете, какая характеристика является одной из ключевых для соискателей при выборе работы? Очень часто решающим аргументом становится дружный коллектив, обещанный работодателем: на работу хочется ходить с радостью, предвкушая приятное общение и новые знакомства.
По результатам многочисленных исследований, социальная изоляция сейчас довольно распространенное явление: она оказывает серьезное влияние на карьеру людей. Сотрудники, не имеющие дружеские отношение с коллегами, чувствуют себя оторванными от коллектива, что напрямую влияет на их работу и производительность. Хакан Ожелик, профессор менеджмента в Калифорнийском университете в Сакраменто, утверждает: «Одиноким сотрудникам начинает казаться, что им не место в определенном отделе или организации в целом – иногда они даже думают, что компания обернулась против них. В результате они минимизируют свою активность. Это вызывает недовольство у менеджмента, что приводит к еще большему падению производительности.» Более того, удаленная работа и самозанятость набирают все большую популярность, отрезая от коллег и общения в офисе. Однако у нас все еще есть шансы уберечь людей от одиночества.
- Обучайте менеджеров - они играют наиболее активную роль в борьбе с одиночеством. «Руководитель группы или отдела – идеальная позиция для организации и структурирования групп, лидер должен действовать как социальный архитектор», – считает Хакан Ожелик. Один из вариантов, как этого можно достичь – сделать сотрудников зависимыми: позволить им расслабиться и совершить несколько ошибок, чтобы они обратились за советом к коллегам. В такой среде «люди будут просить друг у друга помощи и таким образом сближаться», – отмечает он. Чем лучше руководство сможет моделировать открытое и дружелюбное пространство, тем больше сотрудников будут его чувствовать и следовать примеру.
- Обратите внимание на процесс адаптации новичков. HR-менеджеры должны помогать и новичкам – например, подыскивать им стратегическую пару. «Если в вашу организацию пришел робкий человек, вы можете назначить одного из сотрудников ответственным за его адаптацию и обучение. По возможности просите об этом наиболее общительных членов команды», – рассказывает Трэйси Спуненберг, вице-президент HR департамента английской оптовой компании The Granite Group.
- Также HR-менеджерам следует сделать все возможное, чтобы у людей, только что приступивших к управленческой роли, не было завышенных ожиданий. Если вы впервые пробуете себя в роли менеджера, не стоит мечтать о том, что вы сразу сможете поддерживать дружеские отношения с подчиненными. Менеджер руководит людьми с разными ценностями, характером и уровнем заинтересованности в работе. Будьте готовы столкнуться с трудностями, это абсолютно нормально, а за рекомендациями по взаимодействию с подчиненными вы всегда можете обратиться к HR-специалистам.
- Используйте технологии с умом. Одна из насущных технологических проблем – ноутбуки на совещаниях, отмечает Дэн Швабель, директор по исследованиям в консалтинговой компании Future Workplace. «Люди жалуются, что на собраниях никто не слушает внимательно. Конечно, ведь вы смотрите вниз, а не на говорящего». Швабель советует руководителям подавать пример и приходить на совещание с блокнотом и карандашом или откладывать телефон во время общих собраний.
- Чаще устраивайте видеоконференции с удаленными сотрудниками. «Технологии могут быть инструментом, благодаря которому людям будет казаться, словно они физически присутствуют в офисе. Кроме того, во время видеоконференции вы видите жесты и мимику человека и понимаете, что он думает на тот или иной счет. Начните со звонков в Skype, а затем время от времени приглашайте удаленных сотрудников в офис или на чашку кофе, чтобы у них была возможность пообщаться с коллегами», – объясняет Трейси Спуненберг.